Как правильно принять наследство?

Так или иначе, практически каждый гражданин Республики Беларусь сталкивается с процедурой наследования имущества, как движимого, так и недвижимого и, как показывает практика, не многие знают отдельные нюансы и тонкости такой процедуры.

Как правильно принять наследство?
Сегодняшний материал статьи будет посвящен процедуре наследования имущества, мы ответим на вопрос: "Что будет, если я не приму наследство?", также мы рассмотрим два исчерпывающих себя пошаговых алгоритма действий по принятию наследства, но для начала...

Вступление 

Многие ошибочно считают, что раз они являются наследниками, то и "автоматом" приобретут полагаемое им наследство, однако это заблуждение. Давайте разберёмся, почему?

Обратимся к части 1 пункта 1 статьи 1069 Гражданского кодекса РБ, в которой указано, что для приобретения наследства, наследник должен его принять.

Как видите, наследство нужно принять. Для этого существует два способа (статья 1070 Гражданского кодекса РБ):

1. путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство;
2. фактическим вступлением во владение или управление наследственным имуществом.

А, что будет если я не приму наследство?

Срок для принятия наследства – 6 месяцев.

Если Вы своевременно не выполните процедуру принятия наследства, то по истечении 6-ти месяцев наследство может быть принято только в случае, если все имеющиеся наследники не против этого, либо если суд признает причины пропуска 6-ти месячного срока, - уважительными (пункт 1 статьи 1071; пункт 1,2 статьи 1072 Гражданского кодекса РБ).
Перспектива не очень, как видите, поэтому воспользуйтесь ниже представленным пошаговым алгоритмом принятия наследства, иначе потом потратите много времени и нерв. 

Пошаговый алгоритм принятия наследства

В данном алгоритме рассмотрим два способа принятия наследства. Пошаговый алгоритм рекомендуется использовать как настольную книгу при принятии наследства, дабы сохранить своё драгоценное время, деньги и нервы.

Способ №1. Алгоритм принятия наследства путём подачи заявления 

Шаг №1. Сбор и подготовка документов

До момента обращения к нотариусу необходимо подготовить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность (обязательно!).

При наличии следующих документов, целесообразно их захватить с собой:

- свидетельство о смерти, либо иной подтверждающий документ;

- документ, подтверждающий последнее место жительства наследодателя;

- документ, подтверждающий родственные и иные отношения наследодателя с наследником;

- документ, подтверждающие право собственности наследодателя на имущество;

- прочие (обычно спрашивает сам нотариус на приёме!).
Настоятельно рекомендую самому собрать все документы, так как если это будет делать нотариус, то за каждый документ он возьмёт с Вас оплату в размере 20% процентов от базовой величины. 
Собрав все необходимые документы переходите к следующему шагу.

Шаг №2. Обращение к нотариусу

При наличии всех необходимых документов, указанных в шаге №1 необходимо обратиться в нотариальную контору по территориальности.
Предлагаю ознакомиться с расположением нотариальных контор по территориальному признаку.
Обращение к нотариусу осуществляется в форме заявления. Образец и бланк заявления предоставляют на месте. Заявление необходимо подать в течение 6-ти месяцев (часть 1 пункта 1 статьи 1070; пункт 1 статьи 1071 Гражданского кодекса РБ).

Если у Вас, как у наследника нет возможности обратиться лично к нотариусу, то это можно сделать через доверенное лицо. Для этого необходимо оформить доверенность с полномочиями на принятие наследства (пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РБ).
Не стоит идти к нотариусу с готовым заявлением, сделайте наброски и всё. Потому как, согласно части 7 пункта 116 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Минюста от 23.10.2006 №63 (дальше по тексту – Инструкция №63), - заявление необходимо подписывать только в присутствии нотариуса.
Подав заявление переходите к следующему шагу.
Шаг №3. Представьте дополнительные документы (при необходимости)

После приёма, нотариус может затребовать Вас иные документы, которые я уже упомянул в шаге №1. Их перечень я представить не могу, так как все индивидуально и зависит от наследуемого имущества. Рекомендую лишь внимательно послушать нотариуса, сделать пометки и самому их собрать, а затем предоставить.
Не забывайте, что за Вас собрать документы может и сам нотариус. Однако, это платная процедура!
Предоставив все необходимые документы переходите к следующему шагу.

Шаг №4. Оплатите услуги нотариуса

Выполнив все предшествующие шаги необходимо оплатить за оказанные услуги нотариальный тариф в размере от 100 до 500 процентов базовой величины (от 1 до 5 б.в.) (пункт 10 Нотариальных тарифов, утверждённых постановлением СовМина РБ от 27.12.2013 №1145).

В случае если Вами наследуются денежные средства на счетах, то размер тарифа составляет 3% от суммы вклада, но не больше чем 5 б.в.

После уплаты нотариального тарифа переходите к следующему шагу.

Шаг №5. Обращение за получением свидетельства о праве на наследство

Нотариус Вам сообщит когда можно будет забрать свидетельство о праве на наследство. Но, срок не может выйти за рамки истечения 6-ти месяцев (пункт 1 статьи 1084 Гражданского кодекса РБ).

Способ №2. Алгоритм принятия наследства путём фактического вступления во владение или управление имуществом

Шаг №1. Понимание фактического вступления во владение или управление имуществом

Как это понимать? Да очень просто. Ответьте себе на вопрос: «Есть ли у меня основания для фактического вступления во владение или управление имуществом?» и ответом на этот вопрос будет ниже перечисленное (пункт 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РБ; пункт 15 постановления Пленума ВС РБ от 20.12.2007 №17):

- принятие мер к сохранению имущества, к защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- оплата расходов за свой счёт на содержание имущества;
- оплата за свой счёт долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшиеся ему суммы;
- дальнейшее пользование имуществом после открытия наследства, если до этого вы проживали совместно с наследодателем и не отказались от наследства;
- иные действия.

Если вышеперечисленные основания для фактического вступление во владение или управление наследственным имуществом подходят для Вашей ситуации, то переходите к следующему шагу. Иначе обратитесь к способу №1 изложенному выше.

Шаг №2. Доказательство своего фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом

Так, документами подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом являются (часть 2 пункта 119 Инструкции №63):

- документ, подтверждающий проживание наследника с наследодателем в жилом помещении (справка о составе семьи и месте жительства и прочие);
- справка о том, что в установленный для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, производил текущий ремонт и прочее;
- документ, подтверждающий оплату расходов на содержание имущества;
- копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта принятия наследства;
- прочие.

Шаг №3. Выполнение шагов №2-№5 способа №1

Далее выполняйте аналогичные действия, начиная со 2 шага способа №1 описанного выше.

P.S. Вступай в наше сообщество в VK, читай наши свежие новости с помощью Twitter, а также присоединяйся к Google+. Мы искренне будем Вам рады! 

Комментарии

Вам также может быть интересно